Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

анализ художественного текста

Методические термины

АНА́ЛИЗ ХУДО́ЖЕСТВЕННОГО ТЕ́КСТА.

Аспект обучения в практическом курсе русского языка, цель которого помочь учащемуся глубже и полнее понять идейно-художественное содержание читаемого текста, особенности его языка и стиля и в конечном счете способствовать обогащению словаря и развитию речевых умений учащегося. Привлечение художественного текста в обучении повышает интерес учащихся к языку.

Текст является источником страноведческой и профессинальной информации. На занятиях используются тексты адаптированные и неадаптированные (см. адаптация текста), что определяется уровнем языковой подготовки учащихся и трудностями текста для восприятия. Работа над текстом включает: комментированное чтение, анализ языковых особенностей, стиля и авторского замысла. На начальном этапе большое внимание уделяется формированию механизмов чтения. Художественный текст на уроке рассматривается с двух сторон: со стороны автора - как воплощение художественного замысла и со стороны читателя - как восприятие его содержания, которое обусловлено не только текстом, но и тезаурусом самого читателя, его личным опытом. В современной методике разрабатываются следующие направления анализа текста: стилистическое декодирование (И. В. Арнольд), в рамках которого сами учащиеся знакомятся с критериями анализа и по ним раскрывают (декодируют) содержание произведения; семиотический (см. семиотика) анализ (Ю. М. Лотман), при котором основное внимание уделяется внутренней организации текста; структурно-функциональный анализ, включающий изучение художественной структуры текста, внетекстовых фактов (сведения об авторе), эстетическое восприятие текста. Разработана система заданий для работы над текстом художественного произведения, содержащая упражнения предтекстовые, притекстовые, послетекстовые. В методике преподавания РКИ значительный вклад в теорию и практику работы над художественным текстом внесли исследования А. Н. Васильевой (1989), А. Д. Вартанянц и М. Д. Якубовской (1986), М. И. Гореликовой и Д. М. Магомедовой (1989), Л. А. Новикова (1988), Н. В. Кулибиной (2000) и др.

Полезные сервисы